Введение в CDP. Часть 3.
В чем разница между Яндекс.Метрикой и CDP?
Обычно, когда заходит речь о какой-то аналитике на сайте, то в первую очередь вспоминают про инструменты вроде Яндекс. Метрики или GA. Ниже мы разберем, какие задачи решают системы веб-аналитики, а какие задачи решают платформы пользовательских данных (CDP - customer data platform), в чем их сходство, а в чем - принципиальное различие.
Начнем с сходства.
Действительно, с технической точки зрения эти инструменты выглядят очень похоже: в ваш сайт встраивается небольшой фрагмент кода, с помощью которого вы можете отправлять на сервер информацию о том, какое действие совершил пользователь (зашел на определенную страницу, нажал на кнопку, ввел текст в форму поиска и тд) и дополнительные служебные данные вроде версии браузера, IP адреса, операционной системы и т.д. В общих чертах, оба инструмента позволяют:
  • Собирать данные о действиях пользователей
  • Отправлять их на сервер
  • Анализировать и представлять анализ в виде аналитических отчетов
Теперь поговорим про различия. Сколько или кто?
Сервисы аналитики вроде ЯМ в первую очередь используются для анализа посещаемости и поведения пользователей на сайте и отвечают на вопрос “Сколько?” Сколько было посещений в день или неделю, сколько в среднем просмотров страниц за сессию, сколько посетителей, пришедших из органического или платного поиска, сколько посетителей, использующих мобильные устройства и сколько - настольные устройства и т.д.

Аналитика представляется в виде агрегированных отчетов, где данные о пользователях анонимизированы. В стандартном сценарии ЯМ вы можете узнать, сколько пользователей нажали на определенную кнопку, но не знаете, кто именно это сделал.

Платформы пользовательских данных в первую очередь отвечают на вопрос “Кто?” Для этого в CDP уделяется большое внимание идентификации пользователей. Если пользователь не оставил о себе никаких данных для идентификации, то ему присваивается анонимный идентификатор, хранящийся в cookies, по которому вы можете проанализировать его повеление. Если пользователь оставил какую-то информацию для идентификации (email, телефон), то система его идентифицирует и склеивает все события из всех источников с данным идентификатором в единый профиль. Так вы можете понимать, через какие каналы данный пользователь с вами взаимодействует и как использует эти каналы.

К CDP вы можете подключать множество других источников данных и объединять эти данные вокруг профиля одного пользователя, получая всеобъемлющую информацию о том, как он взаимодействует с цифровыми сервисами вашей компании. Помимо сайта и мобильного приложения, данные можно собирать из сервисов email рассылки, мессенджеров, социальных сетей, CRM систем, касс и POS терминалов в оффлайн-магазинах и вообще отовсюду, где есть возможность как-то отлавливать действия пользователя.

Важно отметить, что поисковые системы Яндекс и Google, безусловно, обладают гораздо большей информацией о ваших пользователях: они знают, на какие сайты заходил конкретный пользователь, какие поисковые запросы вводил, есть возможность рассчитать возраст и пол по наборам различных признаков. Однако этой информацией они пользуются в основном в своих целях и делятся ею очень неохотно. CDP как правило не обладает информацией о демографии, но если пользователь идентифицирован (например, система знает его профиль в соц. сетях или он заполнил онлайн-анкету), то есть возможность обогатить профиль пользователя дополнительными данными.

Также напомним, что и Яндекс и Google в первую очередь зарабатывают на рекламе, соответственно их аналитические сервисы в первую очередь ориентированы на то, чтобы помочь клиентам эффективно закупать трафик и управлять рекламными кампаниями.

Платформы CDP ориентированы на понимание своей аудитории и долгосрочное удержание, что, в определенном смысле является конкурирующей задачей: вместо привлечения новой аудитории через интернет рекламу вы эффективнее работаете и удерживаете существующую аудиторию, что обычно в разы дешевле.
В качестве резюме
Итак, системы аналитики вроде ЯМ направлены на изучение вашего веб-сайта и каналов траффика, в то время как CDP направлены на анализ вашей аудитории и на реализацию персонализированных коммуникаций. Ниже представлена небольшая табличка с перечислением задач, которые решают системы аналитики вроде Яндекс Метрики и платформы пользовательских данных. Как видите, хотя общие принципы очень похожи (сбор и анализ активности пользователей), задачи они решают очень разные.
16 МАРТА / 2018
Яндекс.Метрика
  • Просмотры страниц
  • Информация о кампаниях в совокупности
  • Колебания трафика
  • Рефереры и источники трафика
  • Время пребывания на странице
  • Страницы входа и выхода
  • Показатели отказов
  • Возраст и пол всех пользователей
  • Конверсии в целевые действия
CDP
  • Жизненные циклы и путешествия клиентов
  • Сегментация клиентов
  • Персонализация
  • Интегарции с другими частями вашего технологического стека (сервисы email- рассылки, CRM системы)
  • Информация о кампаниях по клиентам или конкретным группам клиентов
  • Прогнозирование вероятности оттока, среднего чека