Сервисы аналитики вроде ЯМ в первую очередь используются для анализа посещаемости и поведения пользователей на сайте и отвечают на вопрос “Сколько?” Сколько было посещений в день или неделю, сколько в среднем просмотров страниц за сессию, сколько посетителей, пришедших из органического или платного поиска, сколько посетителей, использующих мобильные устройства и сколько - настольные устройства и т.д.
Аналитика представляется в виде агрегированных отчетов, где данные о пользователях анонимизированы. В стандартном сценарии ЯМ вы можете узнать, сколько пользователей нажали на определенную кнопку, но не знаете, кто именно это сделал.
Платформы пользовательских данных в первую очередь отвечают на вопрос “Кто?” Для этого в CDP уделяется большое внимание идентификации пользователей. Если пользователь не оставил о себе никаких данных для идентификации, то ему присваивается анонимный идентификатор, хранящийся в cookies, по которому вы можете проанализировать его повеление. Если пользователь оставил какую-то информацию для идентификации (email, телефон), то система его идентифицирует и склеивает все события из всех источников с данным идентификатором в единый профиль. Так вы можете понимать, через какие каналы данный пользователь с вами взаимодействует и как использует эти каналы.
К CDP вы можете подключать множество других источников данных и объединять эти данные вокруг профиля одного пользователя, получая всеобъемлющую информацию о том, как он взаимодействует с цифровыми сервисами вашей компании. Помимо сайта и мобильного приложения, данные можно собирать из сервисов email рассылки, мессенджеров, социальных сетей, CRM систем, касс и POS терминалов в оффлайн-магазинах и вообще отовсюду, где есть возможность как-то отлавливать действия пользователя.
Важно отметить, что поисковые системы Яндекс и Google, безусловно, обладают гораздо большей информацией о ваших пользователях: они знают, на какие сайты заходил конкретный пользователь, какие поисковые запросы вводил, есть возможность рассчитать возраст и пол по наборам различных признаков. Однако этой информацией они пользуются в основном в своих целях и делятся ею очень неохотно. CDP как правило не обладает информацией о демографии, но если пользователь идентифицирован (например, система знает его профиль в соц. сетях или он заполнил онлайн-анкету), то есть возможность обогатить профиль пользователя дополнительными данными.
Также напомним, что и Яндекс и Google в первую очередь зарабатывают на рекламе, соответственно их аналитические сервисы в первую очередь ориентированы на то, чтобы помочь клиентам эффективно закупать трафик и управлять рекламными кампаниями.
Платформы CDP ориентированы на понимание своей аудитории и долгосрочное удержание, что, в определенном смысле является конкурирующей задачей: вместо привлечения новой аудитории через интернет рекламу вы эффективнее работаете и удерживаете существующую аудиторию, что обычно в разы дешевле.