Введение в CDP. Часть 1.
Коллекционирование событий.
Термин CDP - Customer Data Platform или платформа пользовательских данных в последнее время все чаще встречается в материалах по digital-маркетингу и явно представляет собой набирающий популярность тренд . Однако найти хорошее и понятное определение, что это такое, непросто. Мы решили рассказать простыми словами о том, какие функции выполняет типичная CDP система, какие задачи она может решать и как подобные решения могут помочь вашему бизнесу.
CDP коллекционирует события.
Первое, что нужно знать про платформы пользовательских данных это то, что основной их задачей является коллекционирование событий.
Что такое событие? В принципе, это любые действия ваших пользователей, которые вы хотите и можете отслеживать. Например:
  • Заходы на конкретные страницы вашего сайта или экраны мобильного приложения
  • Клики на кнопки и другие интерактивные элементы сайта или приложения (добавление товара в корзину или избранное, лайки и тп
  • Ввод данных в формы (например, ввод запроса в строку поиска или написание комментария)
  • Открытие email или push-уведомления в мобильном приложении
  • Транзакция в POS-терминале
  • Обращение пользователя через чат-бота на сайте или в мессенджере
  • Подписка на страничку вашей компании в Вконтакте и т.д.
Иными словами, CDP собирает “цифровой след”, который оставляют ваши пользователи на вашем сайте, в мобильном приложении и вообще в любом месте в цифровой среде, откуда вы имеете возможность отслеживать действия.
Каждое событие имеет ряд атрибутов: идентфикатор события, тип события, время события, идентификатор пользователя, а также ряд технических атрибутов, таких как версия операционной системы и браузера, IP адрес, размеры экрана устройства пользователя и т.д. Конкретный набор атрибутов по умолчанию зависит от CDP системы. Также важно, чтобы была потенциальная возможность добавлять в события свои атрибуты, которые зависят от вашей бизнес-логики.
Перечисленные выше примеры событий можно назвать “поведенческими”, они описывают, что делал пользователь на вашем сайте или в приложении. Но есть еще один тип событий, который обязательно присутствует во CDP платформах, это - идентификация пользователей.
Идентификация - это событие типа “установить пользователю такой-то атрибут”. Например:
  • Пользователь при регистрации оставил свой email или телефон (такие атрибуты чаще всего используются как основной идентификатор пользователя), соответственно, CDP отправит на сервер атрибут email или phone для этого пользователя.
  • Любые другие данные, которые пользователь может сообщить через ваш сайт или приложение: имя, возраст, адрес доставки и т.д.
Также вы можете сами присваивать пользователю атрибуты, исходя из какой-то логики и анализа данных. Например:
  • если вы проводите RFM сегментацию пользователей, то можете присвоить каждому пользователю определенный тип: “Лояльные покупатели”, “В зоне риска”, “Потерянные” и тд.
  • Если у вас интернет-магазин, то в качестве атрибутов вы можете представить любимые категории или бренды для данного пользователя.
Техническая сторона вопроса
Как технически устроен сбор данных о событиях?
На самом элементарном уровне настройка сбора событий в CDP доступна интернет-маркетологу, который имеет опыт настройки Яндекс.Метрики или Гугл Аналитики:
в код страниц сайта встраивается небольшой фрагмент JS-кода (т.н. сниппет) и после этого события начинают автоматически отправляться на сервер платформы данных

Однако, если вам нужны более тонкие настройки событий или трекинг событий из мобильного приложения или стороннего сервиса, то вам потребуется специалист, знакомый на базовом уровне с фронтенд-разработкой.
Для получения событий из сторонних сервисов, таких как сервисы email-рассылки или мессенджеры, необходимо пользоваться API, которые эти сервисы предоставляют.
16 МАРТА / 2018

Автор: Чернятьев Александр